« 15 »  09  20 15 г.




Проблема генезиса человека

Диссертация на тему «Проблема генезиса эстетического сознания в процессе формирования практики первобытного общества» автореферат по специальности ВАК 09. Социальные и психофизиологические предпосылки становления эстетического сознания человека: 5 Природно-биологические основы деятельности и мышления человекообразных обезьян. Становление предсубъекта предметно-практической и духовно-практической деятельности. Формирование и соотношение структурообразующих элементов эстетического сознания в практике совершенствования древних орудий: § Сложность современных проблема генезиса человека процессов в условиях научно-технического прогресса, необходимость эстетизации окружающей среды и продуктов производства, усиление эстетической стороны технического творчества, 1роцесс формирования нового человека предопределили научный по-1ск истоков становления человеческой жизнедеятельности, в частности проблему генезиса эстетического сознания, осмысление сущности эстетического. Знание исторических предпосылок, элементов, 'клеточки" становления проблема генезиса человека сознания поможет глубже понять современные задачи развитого социализма. Процесс создания латериальных и. Однако решение этой проблемы имеет не только историческое значение, ибо понимание генезиса эстетичес-сих способностей человека позволяет более точно определить осно-зы, структуру эстетического сознания современного человека. Стремление к красоте, потребность в эстетическом 1ачале, в активном действии меняет духовный мир человека, его фавственные и эстетические убеждения. Актуальной проблема генезиса человека эстетической науке является проблема характе- истики эстетического сознания конкретно-исторического человека в связи с движением общественной практики. Изучение нами истоков эстетического сознания, возможно, внесет новое в понимание эстетического, исследуемого рядом ученых. Проникновение в сущность эстетического способствует углублению научного подхода к рассмотрению различных аспектов культуры в условиях развитого социализма. Известно, что проблематика сущности эстетического была выдвинута на первый план теоретиками эстетического воспитания. Научная дискуссия в 50-60-х годах между эстетиками стимулировала активность и плодотворность на-плавленности изучения эстетических отношений в разных аспектах: - анализа развития проблемы в истории проблема генезиса человека мысли Овсянников ; - рассмотрения специфики эстетического в освоении мира Толстых ; - рассмотрения категории "эстетического" в системе категорий Средний ; - особенности возникновения и существования эстетических потребностей Джидарьян ; - изучения сущности эстетического в исследованиях по эстетической и художественной проблема генезиса человека зрелого социализма Скатерщиков ; - изучения связи эстетического и религиозного Яковлев ; - рассмотрения эстетического в историческом процессе Исследование истоков сознания проясняет взгляд на его дальнейшее развитие в современных сложных процессах эстетического освоения действительности. Знание причин исторического возникновения и развития эстетического сознания, эстетической деятельности, эстетических отношений человека к действительности, их понимание позволяют выделить методологически новые средства, пути, методы, содержание и формы процесса эстетического воспитания советских людей, конкретного человека. Особую актуальность приобрел вопрос о генезисе эстетического сознания человека в формировании его родовой сущности, творческих способностей. В данной работе проблема рассматривается на археологическом материале эпохи нижнего палеолита. Тем самым включен в эстетическую науку неиспользованный конкретный материал для методологов, философов, эстетиков, исследователей частных наук например, археологов. В диссертации делается попытка обоснования развития первых стадий, способностей, форм и способов эстетического освоения действительности у древних людей на конкретном археологическом материале, через выявление эстетических сторон орудийной деятельности в первобытном обществе, необходимая для общетеоретического решения проблемы. В свою очередь появление эстетических способностей древних людей выступает как предпосылка формирования художественной деятельности, становления первобытного искусства как одной из первых форм отражения и познания древними людьми окружающего мира. Основной причиной генезиса эстетического сознания являлась разнообразная общественно-материальная практика древних людей, В диссертации выявляется, как именно в процессе постоянного практического общения, восприятия и понимания эстетической формы орудия, эстетически оформленных предметов окружающей среды индивидуальное эстетическое сознание формируется и поднимается до уровня, достигнутого обществом. Индивидуальное сознание есть аккумулированный опыт человеческой истории. В работе выделяется объект исследования - материальная и духовная культура первобытного общества; первобытный человек. Путь исследования - через философско-эстетический анализ, используя данные археологии, этнографии и зоопсохологии, дается теоретическое обоснование и частичное посильное решение на стыке наук проблемы генезиса эстетического сознания у проблема генезиса человека человека. Показать решение проблемы на двух уровнях: онтологическом и гносеологическом. Анализ эстетического сознания должен в проблема генезиса человека совместить аспекты: а генетический; б структурно-функциональный. Выделить природно-биологические основы человека, психофизиологические предпосылки сознания, связь Гомо проблема генезиса человека внешним миром в процессе трудовой практики. Надо заметить, что при исследовании мы во многом следуем за мыслями специалистов, принимая устоявшиеся точки зрения в современной науке, не рассматривая многочисленные спорные и различные точки зрения по специальным вопросам как обычно делаетсячтобы не усложнять излагаемую в диссертации нашу позицию концепцию. Сложность самой проблемы, недостаток фактического материала предполагают гипотетический уровень некоторых положений и суждений при решении проблемы. Обосновать социальную природу генезиса эстетического зознания, эстетического чувства, активную природу субъекта дея-гельности. Теоретико-методологическую основу исследования составляют геория и метод диалетического исторического материализма, эс-гетической науки в трудах классиков марксизма-ленинизма. При рассмотрении целого ряда вопросов использован материал исторической науки, этнографии, зоопсихологии, нейрофизиологии, языкознания, археологии искусствознания. Методологической основой исследования прошлого является юложение Маркса: "Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны. Намеки же на более высокие у низших видов животных могут 5ыть поняты только в том случае, если само это более высокое известно"Исследование данной проблемы в той или иной степени юмогает решать и проблему таланта человека, его гениальности, а именно: каким образом возможно формирование творческой личности человека, его индивидуальности. В индивидуальном сознании существует всемирно-исторический массив материальной и духовной культуры, эё проявлений, а за ним, как за "прибрежной волной, чувствуется напор целого океана истории, проблема генезиса человека всех веков на сию минуту в о нашем мозгу. Люди проблема генезиса человека процессе общественной практики опираются проблема генезиса человека опыт и знания, накопленные всей предшествующей историей. Речь идёт о 1реемственности прошлых результатов, об осознании утрат, об ори-знтации на будущее, ибо без преемственности прошлые достижения ютеряли бы свое подлинное историческое значение. Ведь тайна поз-¡ания вещей и отношений заключается также и в раскрытии их проие Маркс В поиске автор опирается на археологические исследования специалистов. Известно, что критерии искусственной обработки камня были разработаны исследователями Мортилье, Технология изготовления галечных орудий была исследована ф. Влияние сырьевого материала на технологию изготовления, форму и характер рабочей части орудия показали в своих работах Вопрос о невыработанных формах орудий древних людей и формах устойчивых решал Морфологическую классификацию первых орудий - бифасов дал Важным основанием для поисков служит разрешаемая современными археологами проблема о связи функций и формы труда: а одни исследователи утверждают позицию непознаваемости функций первых орудий; б другие устанавливают связь по прямой аналогии с современными ручными инструментами; в ведущий исследователь в этой области Семенов рассматривает функцию с чисто проблема генезиса человека стороны с выходом в историю техники и хозяйства. У него 1реобладает функционально-морфологический подход проблема генезиса человека определению технических функций. В целом в археологической литературе функциональная природа формы древних каменных орудий изучена слабо. Недостаточно изучен и процесс формообразования, чему будет способствовать рассмотрение проблема генезиса человека становления эстетической стороны форм орудий в развитии эстетического сознания. Форма каменных орудий несла не только функциональный аспект. Резкое возрастание количества символических предметов в палеолите указывало на новое качество их использования Фролов В своих исследованиях Поршнев Разумеется, решение проблема генезиса человека генезиса эстетического сознания древних людей нижнего палеолита усложняется гипотетической оценкой значимости формы орудия конкретных археологических проблема генезиса человека. В методологическом плане важна мысль о значении археологического материала, проблема генезиса человека в качестве источника для выявления исторической истины Потапов Надо полагать, что единство общетеоретического, специальных знаний частных наук и конкретный анализ археологического материала помогут раскрытию поставленной цели и осмыслению фундаментального положения Маркса о том, что человек формирует материю также и по "законам красоты" во всех сферах общественной жизнедеятельности. Развитие и совершенствование человеческой практики есть одновременно развитие богатства человеческой природы как самоцели. Значение этих идей для эстетики - основополагающее. Для решения проблемы генезиса эстетического сознания, наряду с историко-генетическим методом проблема генезиса человека археологического материала, применяются: а сравнительно-исторический при рассмотрении этапов, всех узловых моментов исторического развития социального объекта к примеру, формы развития рубила ; б типологический подход при выявлении проблема генезиса человека только индивидуального своеобразия эстетической формы орудий археологических проблема генезиса человека, простого сходства их черт и связей как таковых, но и при раскрытии тех принципов и начал, которые позволяют говорить об известной эстетической общности, о принадлежности данного явления к определенному типу, проблема генезиса человека. Типология выступает как форма теорети-зации науки, построения первичных модельных конструкций и т. Типологическое изучение позволяет устанавливать общность эстетических принципов формообразования орудий, присущих тому или иному источнику археологических культур; в историко-функциональный способ изучения продолжает социальногенетическое исследование. Вез выяснения существенного в эстетике орудия, его совершенствования как критерия развития, его действенной роли в процессе материального и духовного производства наши знания об эстетической цеятельности, эстетическом сознании оказываются неполными, односторонними. С другой стороны, не опираясь на генетическое учение становления эстетики орудий, при историко-функциональном исследовании можно оказаться в плену субъективизма и формализма. Нет замкнутости эстетических процессов, изоляции их от социального шнтекста. Поэтому так важно раскрыть связь историко-типологи-юского индивидуального начала в анализе конкретных памятников археологических культур всемирной истории. В этом проявляются »пределенные возможности традиционных методов исследования. Критерием различения сменяющихся стадий развития эстетического сознания является доминирование их содержательного аспекта, доминирование специфики состояния субъекта деятельности, познания и переживания. Содержательной основой этих стадий развития эстетического сознания является практическая деятельность формировавшихся людей, её ядро - труд, в частности процесс древнего производства. Следует подчеркнуть, что общее между элементами структуры эстетического сознания, представляющее различные стадии его развития, не характеризует полностью сущности эстетического сознания проблема генезиса человека данных стадиях, а проблема генезиса человека сопоставлении этих элементов необходимо сконцентрировать внимание не на сходстве их друг с другом, а на различии, не на общем, а на особенном. Следует заметить, что генезис эстетического сознания предполагает в себе процесс возникновения основы эстетического сознания, ее развитие и становление, а именно, в работе диссертантом высказывается идея эстетической рефлексии как первоначальном способе эстетического освоения действительности. Становление эстетической рефлексии, эмоционального отношения древнего человека было связано с психофизиологическим удовольствием. Эстетическое сознание выражает "сущностные свойства" человека Проблема генезиса человека. Марксоно имеет в своем становлении, проблема генезиса человека биологическую основу, иначе возникновение этого социального проблема генезиса человека становится необъяснимым, а человеческая сущность оказывается изолированной от природы. Становление - это процесс развития возможности и превращения в действительность, когда существование явления уже началось. Оно проблема генезиса человека "будущное явление", выражает состояние незавершенное, в частности эстетического состояния. Соотношение биологического и социального в развитии человека поможет нам, современникам, узнать, что люди, к проблема генезиса человека изумлению, в самом древнем находят самое новое. Маркс Процесс генезиса познания мира включал проблема генезиса человека себя человеческую мысль и проблема генезиса человека, отношение. Проблема генезиса человека суть древнего реального человека состояние его сознания в совокупности всех форм его жизнедеятельности, можно видеть, что становление знания о мире выводится также из рефлексии эстетического сознания, а в дальнейшем из художественной деятельности. Оно может давать людям эти знания, принципы подхода к действительности, которые могут быть применены творчески в человеческой практике и познании. Принципы становления знания, осмысления мира имеют результативный характер, т. Однако истинное знание о мире человек получил в трудовой практике. Труд начинается с изготовления орудий. Труд порождает становление человека. Человеческая деятельность есть возможность порождения эстетического сознания, эстетических чувств, чувства красоты. В развертывании высказанной идеи учитываются исследования I ученых различных наукА. В работе анализируется развитие способностей древних людей, становление их эстетической потребности, интереса, ассоциативности восприятий и представлений, воображения и фантазии как стимулов развития эстетического сознания. Проблема генезиса человека производства орудий проблема генезиса человека противопоставление утверждение зарождающегося социального природным предметам. Это стадия праксических эмоций, связанных с психофизиологическим удовольствием от сделанного орудия, восприятия утилитарной целесообразности. Стадия эстетической рефлексии - стадия зарождения познания в труде основ орудийного мастерства и его форм; приобретение навыков формообразования и познания формальных признаков красоты. Стадия эстетического чувства - стадия формирования абстрактного мышления и осознания поиска новых форм первобытных орудий. Становление эстетического являет собой полное и всестороннее самоосуществление человека как творческого существа. Эстетическое состояние - это совокупность характеристик, обеспечивающих возможность субъекту нормально отражать наличную связь с объетом, адекватно отражать, а также выражать к нему свое отношение, своё переживание, связанное с наслаждением отражаемым. Рефлексирование - это размышление о сравниваемых и соединенных представлениях, полученных от других предметов, каких-то проблема генезиса человека переживаниях, а также обозначает относительную возможность познания. Раздвоение трудовой деятельности способствовало появлению практически-духовной деятельности искусство. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современные социальные преобразования в условиях совершенствования развитого социализма предопределили научный поиск эстетической мысли к истокам становления эстетического сознания, к осмыслению и углублению познания сущности проблема генезиса человека. Знание исторических предпосылок эстетического сознания поможет уяснить насущные задачи общественного развития, прежде всего в вопросе воспитания нового человека, гармонично и творчески развитой личности. В решении общей проблемы генезиса эстетического сознания в диссертации косвенно рассматривается и проблема генезиса человека эстетического воспитания. Оно включает в себя процесс формирования эстетического сознания, т. Эстетическое воспитание по своей сущности есть формирование эстетической культуры проблема генезиса человека и личности. В этом плане в диссертации выявляются истоки эстетической культуры древнего общества в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности материальной и духовной сторон в их синкретизмечто имеет практическое и теоретическое значение для современной жизни. Тем самым становление эстетического сознания и эстетической деятельности рассматривается в неразрывной связи с общекультурным развитием первобытной формациигуманизирующей жизнь древних людей. Эстетическое воспитание формирует творческие способности, активность субъекта деятельности и познания. Проблема талантаприроды и сущности, его социальное значение, условий его выявления и развития была и остается по сей день важнейшей теоретической и политической проблемой, аре - 139 ной острой идеологической проблема генезиса человека. Буржуазные теоретики пытаются доказать "независимость" таланта от социальных условий,выдвигают идею анархистского индивидуалистического "бунта" художника против всего общества. В диссертации выявляются социальные истоки при признании определенных биологических предпосылок появления и развития эстетических способностей,потребностей предсубъекта,эстетического сознания,тем самым развивается диалектико-материалисти-ческое положение о социальной детерминированности его развития. Принятие этой мысли имеет особое практическое и теоретическое значение для раннего развития детей в системе эстетического и художественного воспитания на проблема генезиса человека этапе развития общества, эстетического преобразования действительности. Наиболее перспективными точками роста научного поиска становятся при этом т так называемые исследования "в стыке" наукт Необходимой проблемой является проблема генезиса человека методологических оснований частных наук,например,повышение теоретического уровня, качества и эффективности археологической науки. Велика роль археологии при решении актуальных междисциплинарных проблем,как происхождение человека проблема генезиса человека человеческого общества Бромлей »культурологических аспектов Успешное решение археологией данных общенаучных задач в решающей мере зависит от уровня разработки ее методологических проблем. Археологическая проблема генезиса человека сегодня находится на переходном этапе своего развития от эмпирического к теоретическому уровню В этих условиях разработки частнонаучных проблем важное значение приобретает философско-эстетическое решение. Основные направления эстетических исследований в СССР за 60 лет 1917-5977. На этот вопрос диссертантом делается посильный ответ через постановку и частичное решение проблемы генесиза эстетического сознания. Проблема генесиза эстетического сознания не разработана в советскрй литературе,хотя отдельные принципы,аспекты, мысли нередко высказывались в работах ученых разных наук. В диссертации сделана попытка обоснования развития начальных стадий, форм и способов эстетического освоения действительности на конкретном археологическом материале,не ограничиваясь только проблема генезиса человека поисками решения поставленной проблемы,что должно стать достоинством работы. Эстетическое освоение есть одна из форм осознания мира и воздействия на него. Эстетическая деятельность выступает как форма,грань,сторона практического отношения к миру. Формирующееся эстетическое сознание,эстетическое отношение выражали исторически обусловленную меру свободного самосуществления и утверждения творческих сил человека в. Эстетическое освоение действительности указывает на свободную проблема генезиса человека деятельность человека, как черту его родовой сущности,которая постепенно осознавалась. Человек стал преобразовывать мир универсально по "законам проблема генезиса человека. В работе дается анализ на конкретном материале как реализуется принцип деятельности в его конкретно-историческом подходе в процессе формирования практики первобытного общества. В эстетической деятельности человек формировал для себя эстетический смысл реального проблема генезиса человека. В практике становления первобытного общества эстетический смысл сначала приобретают природа и орудия,т. Тем самым,через эстетическую деятельность,сферу эстетического люди создавали благоприятные условия для своей жизнедеятельности. Проблема возникновения эстетического всегда была центральной проблемой предмета эстетической науки. В советской эстетической мысли. В диссертации автор делает попытку внести свой посыльный вклад в решении "вечной" проблемы. Эстетическое означало реальные взаимодействия объектно-субъектных отношений в их конкретно-родовой неповторимости. Созидание красоты есть процесс проявления совершенства родовой сущности человека. Если проблема генезиса человека дать определение,то эстетическое-категория для обозначения социального практического процесса развития объектно-субъектных отношений,освоения действительности в конкретно-чувственной целесообразной полноценной форме,выражающей освобождение рефлексирующегочеловека от проблема генезиса человека сил существования,выражающей эстетическое состояние самоутверждения человека как проблема генезиса человека существа. Существенным направлением в развитии теоретической мысли является выявление генесиза эстетического сознания как структурного образования в конкретно-историческом подходе его обнаружения. Диалектико-материалистическое решение проблемы при гипотетико-дедуктивном подходе использовании метода исторического и логического дает верный ориентир исследованию. Нами выдвигается проблема генезиса человека о трех стадиях генесиза эстетического сознания. Критерием различения трех проблема генезиса человека сменяющихся стадий развития эстетического сознания субъекта деятельности и познания является доминирование их содержательного проблема генезиса человека специфики его состояния. Мир практической человеческой деятельности формировал "своеобразие" состояний конкретных людей. Это своеобразие людей есть "следствие их деятельности и обусловленного им способа наслаждения"Содержательной основой этих стадий развития проблема генезиса человека сознания является практическая деятельность формировавшихся людей,ее проблема генезиса человека частности,процесс древнего производства орудий. Эстетический анализ структуры практической деятельности людей первобытного общества позволяет целесообразно выделить проблема генезиса человека трудовой деятельности: а на стадии праксических эмоций преобладает роль рефлекторного труда как предметно-материального деяния древнего человека и проблема генезиса человека формы сознательно-материального деяния древнего человека и как формы сознательно-исторической активности, б на стадии эстетической рефлексии доминирует роль труда проблема генезиса человека формы дальнейшего формирования сущностных сил человека. Человек первобытный осваивал в практике общественно-выработанные способы действия,рефлексируя к собственному состоянию,причем,эти способы "действий" превращаются в закрепленную в мозгу генерар лизованную систему рефлекторных связей". На стадии эстетического чувства господствует роль труда как проявление деятельно-творческого состояния субъекта. Выявление содержательной основы 3 стадий генесиза эстетического со 1. Важно учитывать, что общее между элементами структуры эстетического сознания, представляющее различные стадии его развития, не проблема генезиса человека полностью его сущность на данных стадиях, поэтому следует при сопоставлении этих элементов сконцентрировать внимание не на сходстве их друг с другом, а на различии, не на общем, а проблема генезиса человека особенном. Важной проблемой эстетической теории является проблема субъекта эстетической деятельности, эстетического сознания. В диссертации рассматриваются уровни развития сознания, проявляющиеся в эмоциональном отношении, переживании, наслаждении, представлениях, идеях, рефлексии, ассоциативном мышлении, воображении и фантазии. В этом плане в работе рассматриваем понятие об эстетическом проблема генезиса человека, которое формируется с развитием структуры эстетического сознания. Тем самым рассмотрение конкретно-исторического археологического материала помогает выделить самые существенные, закономерные стороны,'специфические элементы его структуры. В решении проблемы эстетического сознания важное значение приобретает вопрос о соотношении эмпирического и теоретического материала. Известно, что теоретический уровень познания действительности непосредственно не выводится из эмпирического познания. Однако в генезисе человеческой практики процесс познания действительности в основном опирался на эмпирические данные, что придавало особую роль проблема генезиса человека навыкам производства орудий. Именно материальная практика созидания орудий древнего производства позволяет выявить идею их совершенствования, т. Общенаучная проблема взаимосвязи биологического и социального в теории эстетической науки преломляется особо в выявлении эстетического. Обосновывая социальную природу генезиса эстетического сознания, эстетического чувства, что предполагает проблема генезиса человека "клеточки" эстетического сознания, ее развития и становления, в диссертации высказывается и обосновывается идея об эстетической рефлексии как первоначальном способе эстетического освоения мира древним человеком, не имевшего достаточных знаний. Вместе с этим в диссертации с необходимостью проблема генезиса человека выявлены природно-биологические основы становления эстетического сознания человека, психофизиологические предпосылки в развитии высших животных. В целом указывается, что природа формирует в себе потенцию к порождению проблема генезиса человека реальности, в частности, естественные предпосылки для возникновения эстетического сознания у общественного человека. Единство биологического и социального в природе самого человека общественное по своему характеру, является процессом развития сущностных сил человека. Но если животное в своей жизнедеятельности не выходит за рамки наличной ситуации, то человек отделяет мотив действия от его результата. Проблема генезиса человека человек в своей первоначальной рефлекторной деятельности уже выделяет себя из природы через орудия производства, развивая свои способности. Проблема генезиса человека первобытной практики порождает синкретизм первобытного мышления. Поэтому становление субъекта первобытной практики являло субъект деятельности, познания и переживания. В диссертации рассматривается становление сознания субъекта через выделение в социогенезе двух форм деятельности - предметно-практической и духовно-практической, когда результаты труда приобретают материальные и нематериальные свойства, т. Эстетическое сознание есть особое проблема генезиса человека проявление отношение внутренней активности субъекта, его состояния, способности воспринимать и осваивать в практике материю "по законам красоты". Эстетическое сознание устремлено на содержательную форцу объекта, его облик. Это ставится возможным потому, что в практике общественного развития сформировалось ценностное отношение к действительности как особое отношение, выражающее связь объекта и субъекта, исходя из того, что нужно после,днему, значимо для него. Проблема творческих возможностей субъекта эстетической деятельности находится под пристальным вниманием эстетической науки. Эстетическое начало в практической деятельности человека проявляется в эмоциональном отношении к миру, в выявлении его ценностей. В процессе формирования ценностного отношения у древнего человека формировалось ассоциативное восприятие мира, развивались его воображение и фантазия как определенные проблема генезиса человека. В диссертации проблема эмоционального отношения рассматривается в разных аспектах: а качественном изменении роли эмоционального в антропо-социогенезе в конкретно-историческом проявлении; б показывается его проблема генезиса человека самостоятельность; в рассматривается познавательная роль эмоций в структуре эстетической рефлексии. В этом плане ценностное отношение проявляется через определенную эмоциональную оценку как внутреннюю потребность древнего человека. Тогда эстетическая потребность выражается в самоценных и эмоционально насыщенных восприятиях многообразных явлений действительности. Оно глубинный источник эстетической активности и культуры человека. Проблема генезиса человека возможно при удовлетворении своих непосредственных жизненных и объективно-познавательных потребностей, когда человек обретает практическую свободу, т. В этом смысле даже самые элементарные эстетические потребности приобретают совершенные и свободные формы своего проявления в удовлетворении. Ведь эстетическая деятельность есть умножение и преобразование всех разнообразных эстетических явлений. В основе эстетических отношений человека к миру лежит ощущение своей относительной независимости от него. Однако эстетическое переживание вызвано не только особым духовным настроем, эстетическим состоянием субъекта, но своеобразными свойствами предмета и его формами наличием целостности, симметрии, гармонии, пропорции и т. Проблема взаимосвязи объективного и субъективного в эстетическом остается сложной и нерешенной. В этой взаимосвязи определяющим в становлении эстетического являются объективные признаки окружающего мира. Это суждение относится и к древним орудиям, к формированию эстетически значимой формы. В практике производства древних проблема генезиса человека необходимо учитывать взаимосвязи понятий "функции" и "формы" орудия, учёт в контексте среды и культуры, не абсолютизируя ту или иную стороны. Становление эстетически значимой формы орудий в практике их совершенствования в связи с их функциональным содержанием способствовало развитию художественного осмысления мира, формированию древнего искусства. В диссертации проблема возникновения художественной деятельности, становления первобытного искусства рассматривается как определенные стадии, полученные развитием эстетической проблема генезиса человека древнего человека в практике совершенствования орудий производства. Так выглядит прочтение основных моментов раскрываемой проблемы генезиса эстетического сознания в данной работе, практическое применение проблема генезиса человека может быть использовано: I в теоретических исследованиях по проблеме становления человеческого общества, духовного мира человека, эстетического сознания, сущности эстетического; 2 в проблема генезиса человека исследованиях по вопросу об эстетическом воспитании; 3 в практических поисках новых форм, методов, средств, стадий эстетического воспитания в развитии и формировании способностей человека, особенно в раннем возрасте; 4 в учебных лекциях и спецкурсах в высших учебных заведениях; 5 в методологическом плане по критике буржуазных теорий эстетического и художественного творчества, абсолютизирующих те или иные существенные стороны, элементы в проявлении и формировании специфической структуры эстетического сознания. Изложенный диссертационный материал предваряет дальнейшую творческую работу над проблемой прежде всего в плане расширения и углубления основных теоретических положений, преломление их на актуальные аспекты современного развития общества и воспитания нового человека, человека коммунистического общества. Дальнейшее решение проблемы генезиса эстетического сознания внесёт нужный вклад в разработку актуальных направлений и методологических основ исследования в области марксистско-ленинской эстетики, а именно: проблема генезиса человека анализе фундаментальных понятий эстетики как науки - сущности эстетического, углубленной разработки критериев эстетической оценки. В условиях совершенствования развитого социализма значительным вкладом в эстетическую науку является расширение и углубление эстетических исследований в сфере материальной культуры, в частности, орудийной деятельности, т. В этом плане серьезное внимание необходимо к разработке методологических вопросов развития технической эстетики как особого вида эстетического творчества. Актуальной является проблема раскрытия эстетического сознания как структурного образования в его конкретно-историческом развитии. Важным является выявление тех или иных элементов структуры эстетического сознания, их исторической обусловленности человеческой практикой. Оживленно обсуждается эстетиками проблема субъекта эстетической деятельности, выявления его творческих возможностей. Поэтому дальнейшая разработка проблемы генезиса эстетического сознания должна внести вклад в исследование проблем таланта на уровнях эстетико-психологическом и социально-эстетическом. Включение материала частных наук, а именно, археологии в разработку эстетических проблем, проблема генезиса человека обогатить анализ принципов ленинской теории отражения, например, соотношения эмпирического и теоретического уровней. Продолжает оставаться неразработанной проблема биологического и социального. В разработке данной проблемы буржуазные теоретики пытаются биологизировать потребности и способности человека, особенно в сфере художественной деятельности, абсолютизируя роль бессознательного фрейдизм, сюрреализм, абстракционизм. Поэтому выявление истоков эстетического сознания с диалектико-материалистических позиций поможет критике различных буржуазных течений в эстетике. Рассмотрение генезиса эстетического сознания и поможет уточнить понятие "эстетическое отношение", в котором выделяется два содержательных аспекта: философско-гносеологический и - 149 философско-социальный. Первый раскрывается на основе материалистической теории отражения,второй-исходя из ленинской трактовки деятельного характера сущности человека. Нам думается,что посильное проблема генезиса человека поставленной проблемы генесиза эстетического сознания внесет вклад в вопросы эстетического воспитания человека особо в раннем возрасте, формировании убеждений и сознательной деятельности,раскрытию его проблема генезиса человека возможностей. Тем самым будет дана косвенно критика изоляционистским и контекстуальным концепциям эстетического воспитания,существующим в проблема генезиса человека науке. Таким образом,рассмотрение генесиза эстетического сознания как явления', составляющего одну из сфер общественного сознания, поможет разработке методологических,теоретических и практических проблем марксистско-ленинской эстетики как науки в ее историческом развитии. Из экономических рукописей 1857-1858 г. Происхождение семьи, частной собственности проблема генезиса человека государства. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Проблема генезиса человека рукописи 1844 г. Экономические рукописи 1857-1859 г. Материалы ХХ1У съезда КПСС. Материалы ХХУ съезда КПСС. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 14-15 июня 1983. Материалы'съездов, конференций, симпозиумов: 19. Биологические предпосылки гоминизации материалы к симпозиуму. Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. Материалы проблема генезиса человека симпозиума, ч. О соотношении социального и биологического в эстетическом переживании. Кисть ископаемого человека из грота Киик-Коба. К анализу структуры субъективной реальности ценностно-поисковый аспект. Основные направления эстетических исследований в СССР за 60 лет I9I7-I977. К обсуждению вопроса о сущности эстетического. Диалектика проблема генезиса человека и рационально- 162 ю,- В сб. Проблема генезиса человека путях исследования восприятия. Эстетические общественные отношения эстетическое сознание. О взаимосвязи природного и юциального факторов становления человека как субъекта позна-1ия. Ленинская теория отражения и совре-юнные проблемы проблема генезиса человека. О значении захоронения неандерталь-;ев для истории первобытной культуры. Разные формы отношений между сознани-м и бессознательным. Проблема объекта и субъекта в сихологической теории проблема генезиса человека. Освоение как сущность деятельности. К разработке проблемы эстетических атегорий. О роли "натурального макета" как исходной формы изобразительного искусства. Эстетический аспект взаимоотношения языка и мышления. Становление и развитие эстетической культуры в сфере материального производства. Проблема генезиса человека сознание и процесс его формирования. На путях к общей теории творчества. Вестник МГУ, философия, вып. Искусство в его историческом развитии. Дипластия и эстетическое сознание. Взаимодействие биологического и социального в становлении человека. Кремневый инвентарь Костенок I опыт классификации. Антропосоциогенез и общественно-историческое формирование человека. Психологический анализ эмоциональных явлений. Происхождение и начальные этапы развития рубящих орудий. Исследование функциональной организации системы положительных эмоций. Внутренняя речь как механизм саморегуляции мыслительной деятельности. Талант проблема генезиса человека эстетическая категория. Критика современных зарубежных взглядов на "примитивные" первобытные формы проблема генезиса человека деятельности. Технология изготовления и функции раннепалеолитических орудий. Общественно-историческая практика развитие мышления. Об истоках первобытного синкретическо-о сознания и началах искусства. Генезис и структура самосознания лич-юсти. Субъект познания: структура и уровень деятельности. Происхождение изобразительного искусства 1вразии в историко-археологическом освещении. Эмоциональное в духовной жизни общества: Асоциально-философские аспекты проблемы. Проблемы первобытного творчества по 1атериалам историографии палеолитического искусства Евразии. Рубеж человека о природе грани между швотными и человеком. Проблема биологического в соотношении социального и биологического в эстетическом сознании. О возникновении эстети-1еской деятельности человека, её первоначальных формах, их эво-1юции и отношении к прогрессу общества. Производство и функции мустьерских орудий по данным экспериментального и трасологического изучения. Значение марксистского понимания практики для эстетической науки. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов проблема генезиса человека OCR. В связи с чем, в них могут содержаться проблема генезиса человека, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.




Тамара Чебан

Резкое возрастание количества символических предметов в палеолите указывало на новое качество их использования Фролов Б.